Система законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Часть 1 ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» гласит, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, Федерального зако на от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон «О судебных приставах») и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Часть 1 ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» в части указания на необходимость соответствия российского законодательства об исполнительном производстве Конституции РФ корреспондирует ч. 1 ст. 15 Основного закона, согласно которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Эта же часть ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» называет основные нормативные правовые акты, регламентирующие исполнительное производство. В качестве системообразующих законов закреплены, во-первых, сам ФЗ «Об исполнительном производстве», а во-вторых, Закон «О судебных приставах». Закон «О судебных приставах» в ст. 2 в свою очередь относит ФЗ «Об исполнительном производстве» к правовым основам деятельности судебных приставов. Кроме того, ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» относит к законодательству об исполнительном производстве иные федеральные законы. Из этого можно сделать следующие выводы. Первое. Законодателем установлен открытый перечь норма тивных правовых актов, которые могут приниматься по вопросам организации исполнительного производства. Второе. Часть 1 ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» напрямую относит к законодательству об исполнительном производстве только один вид законов — федеральные. Следовательно, правоотношения в сфере исполнительного производства не могут быть урегулированы иными законами, в частности, законами субъектов РФ. Понимание смысла формулировки ч. 1 ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» имеет высокое прикладное значение, так как в Конституции РФ существует пробел в части отнесения исполнительного производства к предметам ведения одного из уровней власти. Это связано с тем, что на момент принятия Конституции РФ на территории нашего государства действовал Гражданский процессуальный кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (далее - ГПК РСФСР), раздел V которого был полностью посвящен исполнительному производству. Таким образом, на момент принятия Конституции РФ институт исполнительного производства являлся частью гражданского процессуального права, которое отнесено к исключи тельному ведению Российской Федерации согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ. В ходе проведения реформы отечественного законодательства его система в части, касающейся исполни тельного производства, претерпела изменения. В новый ГПК РФ не были включены нормы об исполнительном производстве, которые полностью вошли в Закон № 119-ФЗ и Закон «О судебных приставах». Основные положения ГПК РФ сформулированы таким образом, что речь ведется только об отношениях, возникающих в рамках гражданского судопроизводства, то есть производства непосредственно в судах. Исполнительное производство же ведется вне суда и без участия представителей судебной власти, то есть не охватывается понятием гражданского судопроизводства. Вследствие этого нормы об исполнительном производстве перестали быть формально включены в отрасль гражданского процессуального права и подпадать под прямые формулировки п. «о» ст. 71 Конституции РФ. Другие пункты этой статьи Конституции РФ исполнительное производство к исключительной либо совместной компетенции Российской Федерации не относят. Согласно ст. 73 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Похожие работы:
- Система законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве Часть 1 ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве» гласит, что законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из...
- Источники законодательства об исполнительном производстве Регулирование исполнительного производства как стадии гражданского процесса осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы. Новый Федер...
- Процесс кодификации законодательства об исполнительном производстве Необходимо отметить следующие особенности состояния процесса кодификации законодательства об исполнительном производстве. Практически все федеральное законодательство об исполни тельном производстве у...
- Обзор динамики законодательства об исполнительном производстве До судебной реформы 1864 г. в России процедура принудительного исполнения судебных решений регулировалось в основном правовыми обычаями. Основной мерой воздействия на недобросовестного должника был пр...
- Расходы по совершению исполнительных действий. Ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве • перевозку, хранение и реализацию имущества должника; • оплату работы переводчиков, понятых, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к совершению исполнительных дейс...